Бартер

За годы моей предпринимательской деятельности я допустил много ошибок: в выборе клиентов и партнеров, в оценке проектов и сроков, в найме сотрудников и т.д.

Был в моей парктике один проект, который делались по частичному бартеру — в обмен на наши услуги компания предоставляла свои. В этом случае мы допустили следующую ошибку: посколько компания была небольшой, «творческой», а мы сами неопытны и «ограниченно рациональны», цену за проект мы выставили довольно небольшую, в том числе и бартерную часть цены. При этом услуги компании при взаиморасчетах оценивались по полной рыночной стоимости. При этом компания предоставляла свои услуги силами наемного персонала с фиксированной оплатой, мы же, как владельцы малого бизнеса, тратили и собственные ресурсы, и время дизайнера, получавшего зарплату.

В результате, несмотря на то что полученная нами услуга была весьма полезной, обмен для нас оказался неравноценным. Гораздо лучше было бы потрать время на продажи, работу с более платежеспособными клиентами, а услугу просто купить. Деньги — куда более универсальная мера.

Однако, если денежный поток не позволяет купить услугу, и бартер удобен обоим участникам обмена, услуга должна оцениваться по твёрдой рыночной цене (и лучше с запасом) — смотрите, к примеру, мой перевод статьи «Как рассчитать ставку за час».

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.