О сайтах книг и «Правилах мозга»

Уже долгое время собираюсь рассказать о книге Джона Медины Brain Rules («Правила мозга»). Медина занимается молекулярной биологий, преподаёт и активно интересуется тем, как устроен наш мозг. В книге он объединил все свои познания и сформулировал 12 принципов для успешной работы, учёбы и жизни в целом с точки зрения современных научных знаний о том, как устроен человеческий мозг.


Джон Медина

Некоторые его идеи и предложения кому-то могут показаться необычными — например, предложение иметь на рабочем месте тренажёры, а то и место, где можно полчасика вздремнуть, или строить образовательный процесс циклично — однако все они имеют под собой научное обоснование.

Но поговорить я хотел даже не столько о книге — хотя она безусловно хороша, сколько о её подаче — она мне показалось очень удачной.

Во-первых, книга представлена в нескольких форматах: бумажное издание, аудиокнига, начитанная самим автором, а также DVD с видео-версией. Электронная книга есть только у Barnes & Noble, версии для Kindle, например, нет, но я готов списать это на то, что издана она уже 2 года назад. Я слушал аудиокнигу, так как вообще люблю этот формат, к тому же её можно быстро и легко купить, например, в iTunes Store. Возможность получить книгу в том или ином виде моментально любой современной книге просто необходима, комментарии тут излишни.

Во-вторых, у книги прекрасный сайт. Разумеется, у любого порядочного издания американского или европейского издания есть сайт, особенно это касается научпопа. В случае Brain Rules, сайт дополняет книгу и помогает лучше усвоить материал, задействуя несколько каналов восприятия: текст, звук и видео, тем самым на деле демонстрируя одно из правил: мы обучаемся лучше, если в процессе обучения задействованы различные ограны чувств. В тексте книги Медина постоянно упоминает сайт, приглашает пересмотреть прочитанный или прослушанный материал в сжатом виде. Также на сайте к каждому правилу есть PDF с подробной библиографией. Единственный нюанс, который мне показался не очень удачно реализованным — для того, чтобы дойти непосредственно до раздела с правилами, то есть самой насыщенной части сайта, нужно сделать 2 клика с главной страницы, при этом пункты меню названы практически одинаково (Brain Rules → The Rules).

Естественно, имеет место и обратный эффект — сайт рекламирует и «продаёт» книгу. Несмотря на то, что основные её идеи в кратком виде изложены тут же, для многих сухого изложения фактов недостаточно. Полный текст изобилует примерами из реальной жизни, результатами исследований и личными наблюдениями автора, которые также позволяют лучше усвоить материал. Разумеется, никакой статистики по продажам у меня нет, но по опыту музыкальной индустрии мы знаем, что частично, или даже полностью доступный онлайн контент может положительно сказываться на продажах.

По сути, сайт можно назвать ещё одним форматом книги. Примером Brain Rules может проиллюстрировать мысль из рассказа Ярослава Грешилова о будущем книги на RuCamp. По словам Ярослава, книга будет существовать во множестве видов и форматов — развёрнутом, сжатом и так далее. Любое сообщество или отдельный активист сможет взять текст книги, дополнить мета-данными (комментариями, закладками, иллюстрациями, ссылками и т.п.), сократить или расширить, переписать и издать в том или ином виде, скорее всего в цифровом. У меня тогда возник вопрос, кто же в действительности будет этим заниматься и кому это выгодно. Особенно когда речь идёт о сокращении — скорости увеличиваются, мы воспринимаем информацию всё в более сжатом виде (think Twitter), нам проще и удобнее читать выжимки, чем полновесные тексты. И этот наш интерес не совсем совместим с интересами издателя. Примеры Медины демонстрирует, что, вполне вероятно, сокращением будет заниматься сам автор. В отдельных случаях сокращённая версия может продаваться, вероятно чаще она будет отдаваться в усушенном виде бесплатно — чем меньше мы готовы читать, тем выше должна быть уверенность, что книга, на которую мы собираемся потратить столько времени, стоит того.