Дизайн нового бизнеса

Design The New Business — 40-минутный документальный фильм о дизайн-мышлении в применении к бизнесу.

Бизнесу в современных условиях глобальности постоянно приходится перестраиваться: бизнес-модели устаревают, маржа падает, маленькие компании норовят начать делать то же, что и большие, но качественней, быстрей и эффективней, неизбежен и переход от производства продуктов к предоставлению услуг. Изменения, инновации — не роскошь, а жизненная необходимость.

Дизайн-мышление — по определению Александра Остервальдера, одного из героев фильма — набор инструментов и техник, используемых для создания нового. Чего нового — не так важно: например, к компании IDEO, северо-американскому апологету дизайн-мышления обращаются банки с запросом на инновации в сфере банковских сбережений, Procter&Gamble с задачей разработать новый продукт, или фонд Билла и Мелисса Гейтс в поисках решения вечной проблемы питьевой воды в Африке.

Не стоит путать с дизайн как эстетической составляющей любого продукта или услуги. Эта компонента очень важна — это первое, на что обращают внимание, однако речь, конечно, не об упаковке, шрифтах и цветовых решениях, а о сущностях более глобальных: понимании рынка и нужд реальных людей, стоящих за статистическими данными, эмпатии, взаимодействии, коммуникациях.

К созданию новых бизнесов дизайн-мышление тоже применимо. Просто для поиска новых бизнес-моделей используются методы, частично пришедшие из дизайна: это и работа над проблемой команд мультидисциплинарных специалистов, и этнографические исследования, поиск паттернов, и генерация десятков и сотен идей с последующим быстрым прототипированием и тестированием получившихся прототипов с целью дальнейшего отбора и запуска в жизнь выживших. Так исторически сложилось, что дизайнеры — графические, промышленные, веб, архитекторы — неплохо владели этим инструментарием, и теперь способны применять их на более глобальном уровне — в том числе и для генерации и тестирования идей новых бизнесов.

Design The New Business — субъективное экспресс-погружение в предметную область, серия коротких интервью с независимыми консультантами, владельцами дизайн-агенств, преподавателями и дизайн-мыслителями из крупных корпораций (Philips, Volkswagen Group). Именно крупный бизнес, по заявлению авторов фильма, и является целевой аудиторией фильма, однако вдохновиться может предприниматель любого калибра.

Практической информации в фильме, увы, почти нет. Да и трудно, честно говоря, разобраться в вопросе, не потратив хотя бы пару часов на его изучение. Пожалуй, хорошим введением в тему может стать книга Тима Брауна из IDEO Change by Design, которую сейчас готовят к публикации на русском.

Фильм свободно доступен онлайн на английском языке с английскими субтитрами: www.designthenewbusiness.com.

Для i-business.ru.