Ирма Бом. Манифест книги

6 июня 2012 года в Тайге в рамках фестиваля PrintFarm голландский дизайнер Ирма Бом (Irma Boom) демонстрировала свои книги и рассказывала связанные с ними истории.

Я большую часть занимаюсь и изучаю цифровые медиа, с книгами у меня странные отношения – довольно продолжительное время я их не покупал вовсе, отдавая предпочтения цифровым изданиям, однако в последнее время несколько пересмотрел свой взгляд на этот вопрос и начал формировать небольшую библиотеку. Книги – всё же чуть больше, чем сухая форма передачи знаний, но это, пожалуй, тема отдельного разговора. (К слову, забавно – из потребности иметь библиотеку произрастают и другие потребности. Как сказал Терренс Маккена в последнем интервью: «I need some place to keep my books dry».)

© Colorful Voice

Ирма Бом – художник и дизайнер по образованию. В 1991 году открыла собственную небольшую (у нее один ассистент), но весьма заметную в мировом масштабе студию. Работы Ирмы Бом представлены в коллекции Нью-Йоркского музея со­временного искусства (MoMa), а ее архив хранится в Отделе Особых коллекций Амстердамского университета. Ирма 20 лет преподаёт в Йельском университете.

Ирма Бом. Презентация в «Тайге». Фото: Николай Никитин

Ирма рассказала, что её карьера дизайнера началась в крупном государственном типографии в Гааге, присоединившись к коллективу из 30 дизайнеров. Большинство из них были почтенными бородатыми мужами, работавшими там уже многие года. Ирма бралась за любую работу, которую остальные считали неинтересной и недостойной внимания – буклеты, рекламу, оформление документов и так далее. Она всегда старалась нарушать практически все стандарты и правила конторы, что было не очень просто. Именно там она научилась отстаивать своё мнение, быть очень настойчивой. Во многом именно благодаря тому, что она всегда доводила проекты до реализации именно в том виде, в котором они задуманы, Ирма и стала знаменитой.

20 книг Ирмы Бом.

Работа Ирмы, потрясшая меня больше всего – книга для голландской компании SHV. Без контекста и истории она была бы совершенно непонятна. SHV – это голландский Газпром, частная компания, торгующая нефтью, бензином, газом, а также владевшая сетью супермаркетов Marko.

Над книгой, знаменующей столетие существования компании, Ирма с коллегой работали в течение 5 лет. 3 с половиной из них были потрачены на изучение архивов компании. Ирма рассказала, что после этих лет в архиве начала ходить, как старуха – вся её дневная активность сводилась к пересаживанию со стула на стул и перекладыванию стопок архивных документов.

Изначала Ирма планировала сделать книгу в 5000 страниц, однако позже по техническим соображениям пришлось урезать её до 2136 страниц. В книге нет номеров страниц, оглавления, выходных данных – автор говорит, что это не просто книга, а путешествие. Её нельзя открыть и не наткнуться на что-то новое. В то же время, у издания есть и практическая задача – для топ-менеджмента компании она и является руководством, и задаёт стратегические (и философские) вопросы.

Ирма Бом. Презентация в «Тайге». Фото: Николай Никитин

Книга выпущена тиражом в 4000 экземпляров на английском и 1000 экземпляров – на китайском, для азиатских партнёров SHV. Распространяется почти исключительно внутри компании, хотя иногда, говорит Ирма, на ebay можно увидеть копию по цене от 4 тысяч евро. Увидеть книгу живьём можно либо в офисе Ирмы, либо в одном из её туров (она всегда возит их собой на публичные выступления), либо в MoMA (сейчас не выставляется) или в Национальной библиотеке Нидерландов.

Больше картинок из книги на сайте Национальной библиотеки Нидерландов.

Ирма Бум говорит, что она старается делать книги, которые будут чем-то большим, чем распечатанный PDF-файл. «PDF-файлы, Киндл, айпэд – мои друзья, они позволяют мне больше заниматься такими проектами, как эти книги», – говорит Ирма. При этом она говорит, что не любит книги, сделанные вручную – они должны быть изготовлены типографским способом, размножены механически, в этом их сущность.

Она не приемлет компромиссы и не отказывается работать по брифам. Чаще всего её бескомпромиссность оборачивается успехом для всех участников.

Sheila Hicks: Weaving as Metaphor

Например, в случае с книгой работ для американского текстильного дизайнера Шилы Хикс (Sheila Hicks), Ирма до последнего билась с Yale University Press за то, чтобы обложка была белой. «Если бы мы поставили на обложку одну из работ, книга была бы интересна только дизайнерам одежды» – говорит Бом. Край книги обработан циркулярной пилой, чтобы напоминать края ткани. Ещё один нюанс – оформление вступления. Ирма рассказала, что очень хотела, чтобы его действительно читали, и потому пустила его шрифтом огромного кегля, уменьшая его с каждой страницей на пункт-другой, так что к концу шрифт становится уже привычного размера. За этот приём тоже пришлось побиться с академическим издательством. Помогло лишь то, что подступал дедлайн (без которого, как говорит, книга не может появиться на свет) – выставка Шилы в Нью-Йорке. На презентации, на которую Ирма отказалась лететь, книга вызвала фурор и была раскуплена практически полностью – многие покупали по несколько экземпляров. Книга сделал известной и Хикс, и Бом.

Этот фолиант сейчас есть на выставке в «Тайге», и, должен признать, он действительно выделяется и привлекает внимание, думаю, забыть его почти невозможно.

Irma Boom on ‘The Most Beautiful Book in the World’ from D& AD on Vimeo.

Ирма всегда делает миниатюрные макеты своих книг, по 5-7 на книгу. И собственную книгу-портфолио она тоже оформила в виде миниатюрного томика в 704 страницы.

После лекции спросил у Ирмы, думает ли она, что книга уже в ближайшее время станет атрибутом роскоши. Она ответила, что книга скорее всего станет более нишевой, и что сама она не любит элитарности и свои книги старается сделать доступными за счёт больших тиражей. Также она старается использовать простую бумагу. И действительно – на Амазоне цены на её книги начинаются от 25 долларов. К примеру, столько стоит альбом немецкого дизайнера Отто Троймана, который самому Тройману, к слову, не понравился из-за последних страниц с крупными деталями его работ – Бом с готовностью говорит о трудностях и неудачах.

Irma Boom from Submarine Channel on Vimeo.

Ирма – прекрасный спикер и открытый человек. Меня она очень вдохновила своей решимостью, уверенностью в себе, трудолюбием и междисциплинарным подходом. Она не ставит границ между работой дизайнера, редактора, фоторедактора или куратора. Она мыслитель в той же степени, что и дизайнер, её книги – овеществленные мысли. За каждой из них стоит концепция, взгляд, история.

Ирма Бом. Презентация в «Тайге». Фото: Николай Никитин

www.irmaboom.nl

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.