Плато проекта

Кажется, я немного увлёкся и строю в этом блоге слишком серьёзную мину, пытаюсь писать слишком длинные и продуманные записи, оттого делаю это слишком редко. Теперь попробую по-другому — чаще, короче, и без попыток выглядеть крутым профессионалом во всём. Я ещё достаточно молод, постоянно учусь и, безусловно, совершаю ошибки, поговорить о которых порой очень интересно.

Для затравки — неплохая прошлогодняя речь Скотта Белски (уже вторая в этом блоге), на этот раз по его флагманской теме — сложным отношениям между идеями и их реализации.

К нам приходит новая великолепная идея, мы полны энергии и приступаем к её реализации, начинается проект, который довольно быстро обрастает деталями, переговорами, рутинными задачами, и энергия постепенно иссекает. Как мы боремся с этим? Правильно — начинаем новый проект! Момент затухания проекта Белски называет плато проекта (собственно, слово plateua в одном из вариантов и переводится как отсутствие роста, стабилизация). Мне очень нравится цитата с сайта Ольги Павловой: Creativity without implementation is irresponsibility.

— Примерно так это выглядит в виде графика.

Лично я бывал в подобной ситуации много раз, и с ходом времени протяженность этого цикла только сокращается. Особенно, когда ты поспешно анонсируешь свои планы — исследования показывают, что преждевременные анонсы для нашего «я» могут быть идентичны их исполнению (сказал — и делать уже не обязательно, нужные ощущения получены). Туда же: Не говори гоп, пока не перескочишь.

Какие решения предлагает Белски?

  • Ценить ограничения и создавать их искусственно, если их нет (проекты без каких-либо ограничений — самые страшные!)

  • Разбивать проект на этапы, думать о времени, а не о целях (что мы сделаем по проекту за эту неделю?).

  • Использовать игровые механики (да, мы все знаем о нюансах) там, где невозможно получать быструю отдачу (нет возможности быстро показать результат своего труда или хотя бы получить зарплату, что нередко бывает в стартапах).

  • Поддерживать скептиков — по заверению Белски, эти люди помогут нам не потопить проект в новых идеях. По моему опыту, скептики могут отбить всякое желание привносить что-то новое, поэтому полезно ограничивать, дозировать их влияние на проект, например, при помощи техники «Шесть шляп мышления».

  • Искать конкуренции — она может стимулировать всплеск инноваций. В качестве примера он приводит пример бруклинского фотографа Noah, который 6 лет фотографировал себя, в какой-то момент обнаружил, что есть и другие фотографы, которые делают то же самое, смонтировал из своих фото видео, которое стало одним из самых популярных видео на YouTube (почти 21 миллион просмотров к моменту написания этой заметки). Карьера фотографа тоже претерпела радикальные изменения.

По-моему опыту — ещё одна вещь, которую стоит помнить, замышляя очередной проект — он почти наверняка займёт в несколько раз больше времени, чем кажется. (С другой стороны, это во мне говорит скептик, и примеры, когда нечто, кажущееся объемным и почти невыполнимым, у меня тоже есть.)

TODO: составить фреймворк, по которому можно оценивать проект на предмет его реализуемости и интересности для вас / вашей компании. Возможно, примерно в таком формате.

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.