О настоящем и будущем электронной почты

Недавно мы с Ольгой проводили лекцию о блогах для школьников. Рассказывали об истории интернета, появлении блогов, изменении коммуникационной модели, показывали примеры. А по ходу задавали вопросы. Одним из моих вопросов касался электронной почты. Только пара человек сказала, что пользуется ей, у остальных сам термин не вызвал никаких ассоциаций. Это люди, которым сейчас по 15-16 лет – они электронной почтой уже не пользуются, во всяком случае для личных нужд, а некоторые даже не знают, что это такое. Они пользуются Вконтакте и Фейсбуком.

Телеграфный манипулятор системы Бреге, El Bibliomata

Довольно скоро и для того, чтобы завести учётную запись в социальной сети почта будет не нужна. Project Titan, почтовое решение Фейсбука, о котором было столько шума и которое так незаметно выкатилось, тоже что-то говорит нам о будущем электронной почты для личного использования.

Однако корпоративному миру избавление от электронной почты в ближайшее время не грозит по целому ряду причин. Тут и безопасность (далеко не всякая компания позволит вести коммуникации на стороннем сервере), и удобство (email – технология, которой в этому году стукнет 30 лет, применяется она очень широко, софта для работы с ней написано огромное количество), и гибкость (большинство функций электронной почты в соцсетях и системах управления проектами отсутствуют – попробуйте, например, поставить кого-нибудь в скрытую копию на Фейсбуке, в Бейскампе и Яммере).

Но вот интересный факт – пользоваться электронной почтой активно начинают новые люди, и те самые 15-летние, которые о ней слыхом не слыхивали, через несколько лет, устроившись на работу, тоже будут вынуждены как-то учиться работать с этой древней технологией. (Вполне серьёзная бизнес-идея – курсы по эффективному использованию корпоративной электронной почты.) Представление об интернет-этикете у них отсутствуют напрочь, но и сам этот этикет, вероятно, устарел.

Например, недавно в Фейсбуке я поделился следующим наблюдением:

Давно стал замечать удивительно явление, и чем дальше, тем чаще. Пишешь короткое письмо, в котором 2 вопроса. Получаешь ответ только на один из них. Пишешь 2-3 факта, человек видит только первый, а остальные игнорирует! И это от людей, для которых коммуникации – профессиональная деятельность (менеджеры и т.п.), вполне, казалось бы, молодые и адекватные люди.

В комментариях мне резонно возражают, что это нормальное для реальной жизни явление – если тебе задают сразу же 10 вопросов, ты скорее всего ответишь только на последний. Для людей, незнакомых с базовыми техниками работы с электронной почтой, очевидно вполне естественно прочитать письмо целиком, а потом на него же целиком ответить. Что удалось запомнить, на то и отвечаем.

Какой из этого можно сделать вывод? Если раньше отправлять несколько писем одному и тому же человеку многим из нас казалось неприличным, то теперь, похоже, это становится нормальным. Мы все живём в сложное время информационной перегрузки, человеку, который сознательно не работает над собственной внимательностью так легко что-то упустить. Поэтому, очевидно, всё более нормальным будет считаться отправлять несколько последовательных писем, каждое – с отдельной темой (при этом тема, поле subject, похоже, тоже перестаёт работать – цепочки писем, предпросмотр содержания и поиск потихоньку убивают в нас навыки создания правильных заголовков писем).

Практика эта вполне совместима с подходом inbox zero, где ваш почтовый ящик выступает в качестве чеклиста, любое письмо, находящееся в нём, требует действия, и удаляется из него (переносится в архив), как только оно выполнено.

Какие ещё изменения в работе с электронной почтой ждут нас?