О роли дизайнера

Нашёл на TED выступление Яцека Утко, польского дизайнера, занимающегося редизайном газет в Восточной Европе. Яцек своим примером демонстрирует, что дизайнер не обязан довольствоваться ролью простого оформителя. Само слово «дизайн» в русском языке потеряло свой первоначальный смысл. В английском языке дизайн — это «замысел, план, проект», и уж потом «рисунок, композиция». (См. словарную статью в Мультитране.)

Графический дизайн — это одна из отраслей дизайна. Дизайнер без навыков проектирования, без способности вникать в суть проблемы и находить решение, без интереса и постоянного стремления расширять кругозор обречён оставаться подчинённым, быть «графическим официантом», выполнять поручения.

Мне не кажется, что описанная Яцеком ситуация идеальна — в лучшем мире пониманием и даже изменением бизнес-процессов клиента занимается всё же не дизайнер, а продюсер (не всегда в России понятная роль) в компании с аналитиками и маркетологами. Однако в ситуации отсутствия бюджетов и соответствующих профессионалов дизайнер может и должен брать на себя большую роль, чем простого оформителя.

В связи с этим интересно отметить, что очень часто процесс изготовления сайта вскрывает непродуманность бизнес-процессов заказчика, отсутствие чётких ролей и ясно определённых зон ответственности в команде, отсутствие навыков коммуникации и многие другие существенные недочёты в организации работы, которые не только тормозят непосредственно производство сайта, но и очевидно не способствуют эффективному развитию основного бизнеса.

Именно поэтому я никогда не приступаю к стадии графического дизайна без формирования полного виденья проекта и высоко- и низкоуровневого проектирования.

Доступны субтитры на русском языке.

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.