Об успешной работе на себя

Home office

Фото: Hal Bergman Photography

В Wall Street Journal опубликована очень полезная статья о контрактных работниках, фрилансерах, независимых консультантах и микропредпринимателях. (В английском есть термин micropreneur, которым называют предпринимателей, осознанно фокусирующихся на небольших проектах, часто краткосрочных и не имеющих перспектив роста.) В США такие самостоятельные специалисты составляют от 20 до 23 процентов от общего числа работающих — то есть одну пятую трудоспособного населения страны.

К сожалению, мне не попадалась аналогичная статистика по России. Тем не менее, я и многие мои коллеги живём в режиме свободного профессионального полёта уже многие годы, а значит советы, приведённые автором статьи доктором Гринвальдом, могут оказаться полезными и нам.

Я рекомендую прочитать статью целиком, особенно важной мне показалась рекомендация мыслить как предприниматель, а не фрилансер. Я такой подход исповедую уже давно и даже слово «фрилансер» нахожу слишком легкомысленным. Себя я называю предпринимателем — во-первых, потому что я не только реализую проекты для клиентов, но и веду свои. Во-вторых, потому что я занимаюсь вебом не временно — для меня это серьёзный бизнес, из которого я не планирую уходить. То, что я могу вести его в удобных для меня условиях, совершенно не влияет на качество моей работы.

Что же это значит — мыслить как предприниматель? Доктор Гринвальд выделяет следующие моменты:

  1. Думайте о перспективах. Не дрейфуйте от одного проекта к другому.
    Сформулируйте ваши цели, обозначьте для себя ваши ценности, подготовьте бизнес-план.

  2. Не берите всё, что плывёт к вам в руки. Консультанты и независимые специалисты создают себе репутацию не только тем, что они делают, но и тем, что они не делают. Даже денежный проект в перспективе может обернуться уроном для репутации.

К тому же вы можете упустить действительно стоящий и крупный заказ, если постоянно будете загружены мелкой рутинной работой. Некоторые заказы лучше передать коллегам (и для этого стоит постоянно работать над расширением вашей профессиональной сети), или, если у вас есть такая возможность и желание, отдать на субподряд, взяв на себя проектный менеджмент. К сожалению, сам я время от времени нарушаю это правило, и всякий раз сожалею об этом.

  1. Занимайтесь финансовым планированием, ведите учёт своих доходов и расходов, откладывайте деньги на уплату налогов и периоды, когда ваши услуги, возможно, будут менее востребованны.

От себя я добавлю:

  1. Работайте над своим персональным брендом. Заведите сайт — качественное онлайн-портфолио с подробным рассказом о вас или блог, освещающий подробности вашей профессиональной жизни может стать основным источником ваших заказов.

    Учитесь мыслить логично, ясно излагать свои мысли и говорить публично — хорошее впечатление, производимое вашими работами и сайтов всегда полезно подкреплять уверенным поведением и хорошими манерами в реальной жизни.

  2. Фиксируйте в письменном виде всё, что касается вашей работы. По окончании каждого проекта анализируйте и записывайте, что в нём было сделано правильно, а что неправильно — это позволит вам не повторять одни и те же ошибки. Запишите алгоритмы всех ваших взаимоотношений с заказчиками, основные этапы типовых проектов — вам будет проще объяснить, как вы работаете и зачем нужно то или иное действие. Подготовьте шаблоны документации, писем и коммерческих предложений — это позволит вам оперативно реагировать на запросы и продемонстрирует клиенту вашу подготовку.

Безусловно, на всё это уйдёт немало времени и ваших сил, но затраченные усилия обязательно оправдаются. Если вы не собираетесь бросать то, чем вы занимаетесь в настоящий момент, подготовьте для вашей дальнейшей деятельности надёжный фундамент.