Про брифы на создание сайта

Я считаю, что брифы на создание веб-проекта – довольно бесполезное дело, во всяком случае в том виде, в каком они есть у большинства веб-студий. Вероятно, примерно так же дело обстоит и с другими индустриями, достоверно я не знаю.

Объясню свою позицию. Чаще всего клиент приходит в веб-студию за решением конкретной задачи или проблемы. Ему нужно создать удобный инструмент для взаимодействия со своими клиентами, повысить видимость компании, выгодно представить свои товары и услуги, возможно, тут же их продать или в чём-то убедить посетителя.

Чаще всего в голове у него нет чёткой картинки финального продукта – и для студии чаще всего хорошо, если это так. Профессиональная веб-студия может и должна продавать своё видение и экспертизу, а не быть просто техническим исполнителем, реализующим фантазии своего клиента.

Бриф возникает от желания упростить, даже частично автоматизировать работу менеджера (отправили один файл, загрузили клиента работой на несколько дней), формализовать рабочий процесс, получать первичную информацию от клиента в удобочитаемой форме и так далее. На деле же получается, что мы задаём клиенту вопросы, на которые у него не может быть ответов, а на самые важные вопросы ответы получаем неполные. Заставляем его проделывать утомительную работу, а результат всё равно получаем неудовлетворительный.

Когда-то я, вслед за Джимом Бакмастером, считал, что встречи токсичны, однако я изменил своё мнение. С клиентом нужно общаться лично, задавать вопросы на его языке, получать ответы и переводить их на свой язык, задавать дополнительные вопросы, исходя из этих ответов, тут же ориентировать по трудоёмкости тех или иных решений, направлять, подсказывать. Ни один опросник с этой задачей никогда не справится.

В твиттере на моё мнение о брифах мне возразили, что это документ, с которым впоследствии работает вся команда. Вполне возможно – но в таком случае ещё более удивительно, что кто-то готов доверить написание такого важного документа непрофессионалу, которым скорее всего является клиент!

Примерно так же врач мог бы перед приёмом просить пациента описать, от чего и как конкретно того предстоит лечить. Профессиональный врач, безусловно, выслушает жалобы и собственное описание состояния здоровья пациента, но никогда не станет ориентироваться на эти показания как на единственные, и уж тем более не позволит пациенту самому себе выписывать назначения.

Так, по моему мнение, если в вашем бизнес-процессе бриф занимает важную роль, он неприменно должен быть написан аккаунтом или менеджером проекта, но никак не клиентом.

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.