Нашел довольно точный вопрос, который стоит задать каждому предпринимателю: ты создаешь бизнес или рабочее место для себя (и, возможно, ещё нескольких прекрасных людей)? Может твое предприятие существовать без тебя? Если это бизнес, то какова твоя стратегия выхода? Да, этот вопрос можно и нужно задавать в самом начале пути.
Многие компании, работающие в сфере услуг, за которыми я наблюдаю уже многие годы, перестанут существовать без их немногочисленных основателей. Как бизнес они не развиваются годами. По сути, владельцы этих компаний — ремесленники. Они продают своё время, виденье и навыки, без них компания невозможна. Они тратят много времени непосредственно на работу, а не на рост бизнеса.
Столярная мастерская. Фрагмент фрески из гробницы Тии и Мерерука
Бизнес — это машина по генерации денег. К сожалению, предприятие без cashflow — это что угодно (хобби, призвание, способ поддерживать штаны), но не бизнес.
Нет ничего плохого в том, чтобы заниматься ремеслом. Не все созданы для того, чтобы заниматься управлением. Иногда «собственная компания» — это просто попытка создать комфортные условия для занятия любимым делом. Но мне кажется, что важно осознать, чем вы занимаетесь — бизнесом или ремеслом, потому что первое и второе подразумевают разную деятельность.
Дима Барбанель много говорит о дизайне как о ремесле. Оно — его страсть, его призвание; строить постоянно жужжащую фабрику дизайна или рекламное агентство Диме не интересно, ему интересно делать книги и журналы, выпускать шрифты и учить ремеслу других.
Печатная мастерская. John Bunyan, Pilgrim's Progress. Оцифровка: Walter Inkster, the Devil's Artisan
Весьма успешные предприятия на поверку оказываются ремесленными мастерскими, которые закрываются, как только их основатели решают заняться чем-то другим. Например, именитая дизайн-студия Teehan+Lax закрылась, когда её основатели приняли предложение о работе в Фейсбуке. Очевидно, компания была неотделима от основателей, и все её сотрудники остались без работы.
Моя бывшая компания была ремесленной мастерской. Мы продавали услуги, которые оказывали сами. У нас не было выделенного человека, занимающегося продажами. Я боялся расширять компанию и делал очень много работы своими руками. Времени и сил на стратегическое мышление, проактивный поиск клиентов и ниш, продажи у меня не хватало. Я был одержим тонкостями ремесла и болел душой за конечный результат, но недостаточно хорошо понимал своего клиента, его перспективу и ожидания от моей работы.
Хоть нам и удалось привлечь достаточно крупных клиентов, выйти на cashflow и сфокусироваться на росте не удалось. Когда моя жена и партнер Ольга получила более интересное предложение, довольно быстро я превратился в ремесленника-консультанта. Расти в такой позиции было тяжело, поэтому я решил присоединиться к другой компании — и этот осознанный выбор дал мне возможность начать работать над проектами совершенно других масштабов. Если бы я построил полноценный бизнес, то я смог бы его продать и начать заниматься чем-то другим.
Я точно знаю, что я ещё буду заниматься бизнесом (некоторые проекты я прорабатываю уже сейчас). А если ещё вдруг захочу посвятить часть своей жизни ремеслу — то сделаю это осознанно и только потому, что пойму, что это приносит больше удовлетворения.
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.