На прошлой неделе участвовали в семинаре The Business of Arts, организованном финским культурным центром Korjaamo и прошедшем в Петербурге в лофт-проекте «Светоч» (новое пространство на Большой Пушкарской). В течение двух дней организаторы фестивалей, маркетологи и консультанты из Голландии, Великобритании, Бельгии и Финляндии делились опытом с российскими коллегами и просто интересующимися.
Обсуждались темы фандрейзинга, маркетинга, мы же с Ольгой Ткачук помогали голландцу Йону Хемсбургену (Jon Heemsburgen), маркетинговому директору культурного центра Melkweg, вести мастер-класс по тому, что организаторы назвали e-marketing. От термина e-marketing Йон сразу же открестился, так как справедливо считает его устаревшим – маркетинг в интернете не может быть отделён от маркетинга компании в целом, в случае Мельквега же маркетинговые активности сконцентрированы в интернете, в электронной форме же продаётся до 85% билетов центра (в абсолютных цифрах это около 370000 билетов в год).
Как ни странно, наш мастер-класс оказался самым непопулярным – маркетинг и фандрайзинг переманили львиную долю участников. Уверен, что если бы дело было не в России, тема маркетинга в интернете была бы одной из самых востребованных. От одной женщины я в перерыве услышал, что она не пошла на наш семинар «потому что ничего в этом не понимает» – удивительная логика!
В ходе воркшопа Йон дал краткий обзор того, что входит в интернет-маркетинг – от дизайна, поисковой оптимизации, контета до email-рассылок, социальных сетей и продажи билетов онлайн, а мы с Ольгой дополняли его примерами и особенностями из российской действительности. Конечно, действительность эта немного отличается в худшую сторону – в силу меньшей распространённости пластиковых карт сложнее продавать билеты онлайн (хотя готовые решения для этого есть – например, сервис TimePad), сложнее интегрировать эту продажу в социальные сети (Йон показывал приложение для Фейсбука, позволяющее купить билет не покидая соцсети).
Однако потенциал для развития у большинства организаций культурной сферы огромный – в России очень хорошие показатели проникновения интернета, россияне пользуются им, и социальными сетями в частности, больше всех в мире, и при достаточно скромных бюджетах можно добиваться вполне заметных результатов, будь то продажа билетов на фестиваль, увеличение посещаемости музея и т.п.
Из рассказа Иона хочется выделить сюжет про серию вечиринок электронной музыки Klinch, которые проходят в Меверке каждую неделю. Для этой серии департамент Йона создал отдельный узнаваемый в Амстердаме бренд, ведётся отдельный блог, в котором каждый понедельник появляется сделанное профессиональным журналистом интервью с музыкантом, который выступает в Меверке на этой неделе. Блог сделан своими силами, ведётся стажёром, оплачивается только работа журналистов. Естественно, поддерживается страница на Фейсбуке, там же создаются события, каждую неделю делается таргетированная email-рассылка (в Нидерландах очень строгие правила по части email-рассылок, для подписки пользователя по закону требуется требуется двойной opt-in). Таким небольшим набором средств команде Йона удаётся поддерживать регулярный интерес аудитории и высокую посещаемость вечеринок.
В целом мастер-класс оказался очень интересен тем немногим, кто его посетил – задавали вопросы, просили разобрать сайты организаций и т.д. Мы получили неплохой опыт и чуть лучше структурировали уже имеющиеся знания.
Мы в Raum7 немало сотрудничаем со сферой культуры (делали проект Синэспана для A-Onefilms, Beat Film Festival, фото-проект The Other Side of Europe, +++, консультировали культурный проект Генерального консульства США American corners и т.д.) и в дальнейшем хотим видеть культурные организации в рядах своих клиентов, предлагая им комплексный подход к интеграции интернет-маркетинга в их бизнес-процессы – от виденья, постановки целей и задач, проектирования до рекламы и работы с соцсетями.
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.