Фейсбук на днях анонсировал, что теперь на фотографиях можно отмечать не только людей, но и страницы, бизнесы в первую очередь, бренды. Тут, конечно, тяжело не вспомнить Рашкоффа (в чьей адекватности, впрочем, у меня сегодня был прекрасный повод усомниться), который задаёт резонные вопросы – почему производители программного обеспечения, которым по сути является любой сервис, любая социальная сеть, предпочитают развивать тот или иной функционал, акцентировать внимание на тех или иных метриках (количество друзей и т.д.)? Почему бренды, ментальные конструкты, вдруг получили ещё одну возможность быть в тех же правах, что и человек?
Фейсбук – штука, созданная для бизнеса, и у них очень ловко получилось постепенно приучить свою аудиторию к тому, что бренды внутри сети имеют те же голоса, что и настоящие люди, они во многом равноправны, у них также есть «голос», а мы с этим на удивление легко согласились. Фейсбук, как мне кажется, во многом похож на коммерческую сеть доинтернетных времён CompuServe – только те продавали непосредственно время доступа к контенту (как директивно созданному, так и пользовательскому – доскам объявлений, например). Как и в случае с коммерческими сетями, Фейсбук полностью контролирует созданный в его рамках контент (он, как и пользователь, его создавший, может быть в любой момент удалён), а eyeball time продаётся не пользователю, а рекламодателю в разных формах (таргетированная реклама, аналитика, я уверен, что лаборатории по поиску новых путей монетизации не стоят без дела).
Это, в терминологии The Future of the Internet –And How to Stop It Джонатана Зиттрейна, книги двухлетней давности, которую я сейчас читаю, генеративная технология под жёстким корпоративным контролем (который, впрочем, далеко не идеален, вспомним все эти вирусные приложения – ползунок свободы–несвободы отрегулирован ещё не идеально).
Зашёл на Амазон, чтобы найти книгу, а там страница c Хромбуками – прекрасная иллюстрация «ограниченного устройства» (appliancized device), о каких пишет Зиттрейн – безопасного, но ограниченного и полностью контролируемого корпорацией персонального компьютера, из которого максимально устранена «персональность» – возможность расширять и модифицировать: вы работаете «с облаком» (см. эссе Жижека о cloud computing), с корпоративными серверами, в сети, борьба за свободу которой интересна совсем немногим.
(Готовлюсь к курсу с условным названием Misunderstanding media.)
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.