Недавно по работе общался с руководителями нескольких отделений одной большой и известной компании. Отделения эти были очень разного уровня, и сама компания классифицировала их по-разному. Мы задавали руководителям вопросы об их повседневной деятельности, о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться.Чем ниже по иерархии мы спускались, тем меньше руководители могли рассказать о своем повседневном труде.
Кажется, они не совсем не задумываются о том, что они делают, не ищут способов улучшить и упростить свою жизнь. Я не даю этому феномену никакой оценки — с эволюционной точки зрения совершенно нормально пытаться экономить энергию и не думать, когда это возможно. Мозг и без того потребляет четверть доступной организму энергии, зачем разбрасываться ей ради того, что и так как-то работает.
Да что уж — я и сам совсем не всегда переосмысливал собственную деятельности. На это не хватает сил, когда развиваешь свой небольшой бизнес и существуешь в режиме аврала день ото дня, пытаясь закончить идущие параллельно проекты, попутно продавая свои услуги кому-то еще. Однако именно из-за недостатка рефлексии я и оказывался в ситуации аврала снова и снова. Я не оставлял времени для главного, хватаясь за срочное, не учился на собственном опыте.
Опыт неосмысленный, неотрефлексированный может оказаться мертвым. Рефлексия, разумеется, идет не только в сознательном режиме. Чем с более грубым уровнем деятельности вы сталкиваетесь, тем более полезной может оказаться ваше несознательное мышление (интуиция). Если вы получили ожог, схватившись за горячую кастрюлю, вам не обязательно долго раздумывать о том, что вы сделали не так и что можно изменить — почти наверняка в следующий раз вы будете внимательней (если, конечно, одна из ваших систем самосохранения не решит, что вам лучше держаться подальше от раскаленной утвари и не подарит вам пирофобию). Однако в более сложных ситуациях без сознательной проработки опыта не обойтись.
Авторы книги Make it Stick. The Science of Successful Learning, которые многие годы занимались изучением процесса обучения, сообщают, что «рефлексия — это форма практики».
«Рефлексия может включать в себя несколько когнитивных активностей, которые ведут к более качественному обучению: извлечение знаний и прежней практики из памяти, их связывание с новым опытом, визуализация и внутреннее репетирование того, что вы можете изменить в следующий раз.»
Одной из форм рефлексии может стать письмо. Сформулированные в письменном виде размышления помогут более целостно увидеть имеющийся опыт, а привычка фиксировать на бумаге или в цифре добавит спокойствия — у процесса появляется ощутимый результат, не нужно волноваться, достаточно ли вы подумали и проанализировали опыт.
Питер Брегман в книге «18 минут» предлагает сделать рефлекцию неизменной частью вашего дня. Утром каждого дня вы тратите 5 минут на то, чтобы спланировать ваш день, каждый час — 1 минуту на то, чтобы переосмыслить, как прошел предыдущий час и как стоит провести следующий, а в конце дня еще 5 минут рефлексируете над тем, как в целом прошел ваш день и что можно и нужно сделать иначе.
Итого: Рефлексия помогает учиться, развивать навыки, не повторять ошибки и постоянно совершенствоваться.
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.