Побывал на лекции Петра Георгиевича Щедровицкого в Философском клубе Винзавода. До этого о методологическом движении, основанном Георгием Щедровицким, отцом Петра, я имел лишь отрывочные сведения. Пару раз сталкивался с самими методологами, о которых сложилось впечатление как о людях обстоятельных, но чрезмерно занудных.
Ниже — отрывки из моего конспекта лекции, идеи, которые показались мне важными и созвучными. Сразу оговорюсь — не всё услышал и записал, не всё услышанное и записанное понял. Но об этом немного будет в тексте.
В основе технологий лежит та или иная модель мышления. Примеры моделей:
- Конструктивизация, рассмотрение деятельности как конструктора. Первые географические карты с сеткой поверх земного шара — результат длительного процесса конструктивизации в морском деле.
- Проектирование, которое лежит в основе английской промышленной революции. Можно делать вещи, которые вы не умеете делать, за счет экстериализации (например, через чертеж) организовать работу тех, кто работать умеет. В Голландии умели строить корабли, но не умели их проектировать. Когда Петр I приехал в Голландию учиться корабельному делу, на вопрос, где чертеж корабля, он услышал в ответ, что никакого чертежа нет, а корабли строятся так же, как строили отцы и деды.
- Исследовательская деятельность
- Управление и управленческие технологии.
Технологический профиль мышления в 20 веке:
- Гант, без методов которого невозможен был бы конвейер Форда
- Дьюи, Метод проектов
- Системное мышление
- Структурализм
- Общая теория систем, системная инженерия
- 6 сигма, синтетика, прогнозирование, Toyota Production System (из которой выросло «бережливое производство» и весь ваш lean startup)
В России: Школа Выготского, ТРИЗ и собственно методологи.
Мышление по Щедровицкому — это 5 различных процессов:
- Мыследействие, мыслительная деятельность, умственные действия
- Рефлексия — поворот сознания, «способность высунувшись в форточку, увидеть себя самого, проходящего по улице».
- Понимание
- Коммуникация
- Чистое мышление — умение двигаться в формальных знаковых системах
Схема мыследеятельности:
- Проблематизация. Разобрать представления, оценить, понять, откуда они взялись. Процесс выхода за рамки. Формируется общее поле, фиксируется разрыв между смыслами.
- Схематизация. Фиксируется процесс проблематизации. Например, команда из городских управленцев, работников коммунальных служб вырабатывает понимание того, что такое город как проект управления, которого у каждого из них по отдельности нет.
- Объективация. Появление нового объекта — города как целого.
- Позиционирование или самоопределение. Что может делать каждый участник.
Каноническая, насколько я понял, Cхема мыследеятельности™. С визуальной состовляющей у методологов беда.
То, что человек понимает, никогда не совпадает с тем, что хочет сказать говорящий. Интересное упражнение — ведущий зачитывает некий текст, все слушатели пишут, что они поняли. По словам Петра Георгиевича, уже на втором изложении начинается веселье. Отсюда практика задавать вопрос «Правильно ли я понял, что вы хотите сказать» — это культура коммуникации.
Интересным показалось описание форсайта, про который у меня до сих пор не было непредвзятого мнения. По словам П.Г., у среднестатического молодого человека в России нет будущего — отсутствует горизонт планирования. В процессе форсайта участник рисует стрелу времени до 2030 года и размещает на ней те события, о которых они читали в интернете (например, автомобили без водителя к 25 году, GE к 30 году будет печатать корпусы самолета на 3d-принтере). Так появляется чужое время. Следующее действие — что вы собираетесь делать в этом пространстве? Человек начинает врисовывать в это чужое время себя. У родителей горизонт автоматически становится шире — в 7 лет отдать ребенка в школу, в 18 в вуз.
Сейчас есть возможность жить долго, до 100 лет. Если человек понимает, что ему предстоит жить долго, все неоднократно поменяется, жить становится очень легко.Только представьте жизненный путь человека, родившегося в России 100 лет назад? Он пережил даже такую махину, как Советский союз.
По большому счету, в 25 лет человек перестает развиваться. К этому возрасту он прочитает всё, что ляжет в основу его мировоззрения. Вуз — это время, когда человек должен прочитать 100 книг. Прочитать 100 правильно выбранных книг — вполне достаточно. Что значит прочитать? П.Г. привел пример немецкого вуза, где третькурсники продолжительное время читали одну из работ Хайдеггер, и в разборе дошли до 40-ой страницы. Дошли — то есть прочитали все сноски, литературу по теме, критику, а саму работу прочитали от начала до конца несколько раз.
(Лично я надеюсь, что 25 лет — все-таки не предел, и человек, который не перестает активно заниматься (само)образованием всё-таки имеет шанс расти и дальше.)
Очень понравился совет, который Петру давал отец: «Сначала придумай, а потом читай». Попробуй найти решение самостоятельно, потом ищи подтверждение или опровержение. Даже если ты окажешься совершенно неправ, правильное решение запомнится гораздо лучше и логика его будет яснее. Об этом говорят и исследователи образовательных процессов.
В общем, тема меня заинтересовала, дополнить и развить мыслительный инструментарий с её помощью можно. Планирую почитать что-нибудь по теме и посмотреть другие лекции.
Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.