Лекция Петра Щедровицкого

Побывал на лекции Петра Георгиевича Щедровицкого в Философском клубе Винзавода. До этого о методологическом движении, основанном Георгием Щедровицким, отцом Петра, я имел лишь отрывочные сведения. Пару раз сталкивался с самими методологами, о которых сложилось впечатление как о людях обстоятельных, но чрезмерно занудных.

Петр Щедровицкий

Ниже — отрывки из моего конспекта лекции, идеи, которые показались мне важными и созвучными. Сразу оговорюсь — не всё услышал и записал, не всё услышанное и записанное понял. Но об этом немного будет в тексте.

В основе технологий лежит та или иная модель мышления. Примеры моделей:

  1. Конструктивизация, рассмотрение деятельности как конструктора. Первые географические карты с сеткой поверх земного шара — результат длительного процесса конструктивизации в морском деле.
  2. Проектирование, которое лежит в основе английской промышленной революции. Можно делать вещи, которые вы не умеете делать, за счет экстериализации (например, через чертеж) организовать работу тех, кто работать умеет. В Голландии умели строить корабли, но не умели их проектировать. Когда Петр I приехал в Голландию учиться корабельному делу, на вопрос, где чертеж корабля, он услышал в ответ, что никакого чертежа нет, а корабли строятся так же, как строили отцы и деды.
  3. Исследовательская деятельность
  4. Управление и управленческие технологии.

Технологический профиль мышления в 20 веке:

  1. Гант, без методов которого невозможен был бы конвейер Форда
  2. Дьюи, Метод проектов
  3. Системное мышление
  4. Структурализм
  5. Общая теория систем, системная инженерия
  6. 6 сигма, синтетика, прогнозирование, Toyota Production System (из которой выросло «бережливое производство» и весь ваш lean startup)

В России: Школа Выготского, ТРИЗ и собственно методологи.

Мышление по Щедровицкому — это 5 различных процессов:

  1. Мыследействие, мыслительная деятельность, умственные действия
  2. Рефлексия — поворот сознания, «способность высунувшись в форточку, увидеть себя самого, проходящего по улице».
  3. Понимание
  4. Коммуникация
  5. Чистое мышление — умение двигаться в формальных знаковых системах

Схема мыследеятельности:

  1. Проблематизация. Разобрать представления, оценить, понять, откуда они взялись. Процесс выхода за рамки. Формируется общее поле, фиксируется разрыв между смыслами.
  2. Схематизация. Фиксируется процесс проблематизации. Например, команда из городских управленцев, работников коммунальных служб вырабатывает понимание того, что такое город как проект управления, которого у каждого из них по отдельности нет.
  3. Объективация. Появление нового объекта — города как целого.
  4. Позиционирование или самоопределение. Что может делать каждый участник.
Схема мыследеятельности

Каноническая, насколько я понял, Cхема мыследеятельности™. С визуальной состовляющей у методологов беда.

То, что человек понимает, никогда не совпадает с тем, что хочет сказать говорящий. Интересное упражнение — ведущий зачитывает некий текст, все слушатели пишут, что они поняли. По словам Петра Георгиевича, уже на втором изложении начинается веселье. Отсюда практика задавать вопрос «Правильно ли я понял, что вы хотите сказать» — это культура коммуникации.

Интересным показалось описание форсайта, про который у меня до сих пор не было непредвзятого мнения. По словам П.Г., у среднестатического молодого человека в России нет будущего — отсутствует горизонт планирования. В процессе форсайта участник рисует стрелу времени до 2030 года и размещает на ней те события, о которых они читали в интернете (например, автомобили без водителя к 25 году, GE к 30 году будет печатать корпусы самолета на 3d-принтере). Так появляется чужое время. Следующее действие — что вы собираетесь делать в этом пространстве? Человек начинает врисовывать в это чужое время себя. У родителей горизонт автоматически становится шире — в 7 лет отдать ребенка в школу, в 18 в вуз.

Сейчас есть возможность жить долго, до 100 лет. Если человек понимает, что ему предстоит жить долго, все неоднократно поменяется, жить становится очень легко.Только представьте жизненный путь человека, родившегося в России 100 лет назад? Он пережил даже такую махину, как Советский союз.

По большому счету, в 25 лет человек перестает развиваться. К этому возрасту он прочитает всё, что ляжет в основу его мировоззрения. Вуз — это время, когда человек должен прочитать 100 книг. Прочитать 100 правильно выбранных книг — вполне достаточно. Что значит прочитать? П.Г. привел пример немецкого вуза, где третькурсники продолжительное время читали одну из работ Хайдеггер, и в разборе дошли до 40-ой страницы. Дошли — то есть прочитали все сноски, литературу по теме, критику, а саму работу прочитали от начала до конца несколько раз.

(Лично я надеюсь, что 25 лет — все-таки не предел, и человек, который не перестает активно заниматься (само)образованием всё-таки имеет шанс расти и дальше.)

Очень понравился совет, который Петру давал отец: «Сначала придумай, а потом читай». Попробуй найти решение самостоятельно, потом ищи подтверждение или опровержение. Даже если ты окажешься совершенно неправ, правильное решение запомнится гораздо лучше и логика его будет яснее. Об этом говорят и исследователи образовательных процессов.

В общем, тема меня заинтересовала, дополнить и развить мыслительный инструментарий с её помощью можно. Планирую почитать что-нибудь по теме и посмотреть другие лекции.

Интервью Петра Щедровицкого The Prime Russian Magazine

Раньше здесь была форма комментариев, но теперь её нет. Почему?

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.