Read it Later → Pocket и вопрос элегантного ребрендинга

Пару дней назад сервис по отложенному чтению текстов из интернета Read it Later, основной конкурент Instapaper, сменил своё название, а заодно и бизнес-модель. Теперь он называется Pocket и приложение для iOS и Android, ранее приносившее основной доход компании, стало бесплатным.

В связи с моим продолжающимся медиапостом приложение для меня не очень актуальное, обнаружил я его в рекомендованных приложениях недели iTunes Store (ранее я там же обнаружил Paper, которым теперь пользуюсь каждый день, так что внимание на рекомендации обращаю).

Нейт Вейнер, разработчик Read it Later, объясняет в своём блоге причины перехода к новой бизнес-модели: Read it Later, теперь Pocket наращивает ценность для пользователя по мере использования, брать оплату один раз приложение, которым пользуешься годы просто не очень разумно. Не так давно к такому же выводу пришли, например, владельцы сервиса MindMeister. Ранее его приложение для iPad стоило, кажется, 8 или 9 долларов, теперь же оно стало бесплатным, но появилась подписка, без которой нельзя пользоваться продвинутыми функциями.

Вопрос, о котором я задумался в связи с перезапуском Read it Later – это graceful rebranding, элегантный ребрендинг, мягкий и понятный переход к новому бренду (и новой бизнес-модели). Pocket/Read it Later переход осуществили не очень изящно: я установил приложение и не понял, что оно имеет хоть какое-то отношение к сервису и даже вынужден был заново зарегистрироваться, в инструкциях по интеграции с другими приложениями почему-то фигурирует старое название (понятно почему – приложения свою интеграцию пока не переделали), старый сайт readitlaterlist.com просто перенаправляет на сайт Pocket (getpocket.com), которой тоже почти нигде, кроме подвала и блога, не упоминает старое название. Само приложение, судя по отзывам в iTunes, тоже очень сильно изменилось и совсем не всем пользователям стало нравиться больше.

Такой подход кажется мне не очень аккуратным. Понятно, что очень часто такие шаги необходимы и успех нового приложения тому доказательство (а рекомендации iTunes Store – это почти гарантированный краткосрочный успех), и этот же случай в свою очередь может быть примером повышения качества продукта засчёт продуманной дизайн-стратегии (уровень визуального дизайна продукта повысился очень сильно, у Read it Later визуальная составляющая никогда не была сильной). Переход мог быть реализован куда более изящно: и старый сайт мог сообщать о переименовании и переезде, и при первом запуске приложения можно было показывать экран и даже видео о связи нового продукта со старым, и пользователям можно было выслать email-уведомление о ребрендинге. Для этого нужно было попытаться применить эмпатию, продумать процесс перехода с точки зрения конечного пользователя.

(Эта заметка не в последнюю очередь для себя самого – в ближайшее время нам предстоит перезапуск Локоло с новым дизайном, хочется сделать этот процесс максимально приятным для пользователей сервиса.)

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне в телеграм glebkalinin.