Фотография: как и чему я учился (часть 1)

Мне очень нравится подход «Учиться публично» — в прямом эфире рассказывать о том, что изучаешь, чему научился, что понял и что попробовал. Формулируя и рассказывая другим о своём опыте, ты лучше учишься сам, медленно строишь репутацию специалиста в этой теме и получаешь обратную связь от мира в виде комментариев, а если повезёт, то и предложений о сотрудничестве, работы или ещё чего-то полезного.

В конце 2017 я решил как следует изучить фотографию. К сожалению, в реальном времени своим подходом и находками я не делился. Но попробую, насколько возможно, в этом и следующих постах восстановить по памяти, как я учился, чего достиг и что понял в процессе — тем более что процесс не закончен и я продолжаю учиться. Конечно, получится не то же самое. Наша память ненадежна. Бодрящей дофамином новизны я уже не испытываю, рассказ получится не таким восторженным. Зато я могу проанализировать, что я делал правильно, а что было не очень эффективно.

Предисловие

Начиная занятия фотографией, я не очень хорошо понимал, чем хочу заниматься. Понимал, что мне интересна сама фотография — после смерти отца мне от него досталось несколько десятков неплохих кадров, которые немного, совсем чуть-чуть, приоткрывали дверь в его жизнь, и мне было очень жаль, что таких дверей не осталось больше. Я понимал, что мне интересен портрет и другие люди, и жизнь вообще — на этом всё, моё понимание заканчивалось. Мне было 33 года — синаптический прунинг уже давно закончился, характер сформировался, к этому возрасту многие уже закостеневают и новые сложные навыки приобретают с большим трудом.

Мне учиться всё ещё даётся легко и просто. Во многом благодаря тому, что процесс life-long learning у меня отстроен — я умею найти мотивацию, хорошо знаю английский и умею работать с информацией, пользуюсь персональной базой знаний и умею выделять главное. Когда мы начинаем учиться во взрослом возрасте, нам может быть сложно ещё и потому, что эти и многие другие метанавыки у нас или отсутствуют вовсе (например, большинство взрослых не умеет вести полезные заметки), или они атрофировались и их нужно осваивать по-новой (например, учиться абстрагировать — выделять главное, осваивать большое количество материала в сжатые сроки или интегрировать новые знания с уже имеющимися).

Фотография и техника

Как и большинство начинающих фотографов, я считал, что первый шаг в освоении фотографии — это покупка техники. Я много снимал на телефон, в какой-то момент мне стало не хватать его возможностей — в первую очередь, я понимал, что не могу снять на телефон то, что вижу глазами. Мне хотелось другой оптики и более реалистичной картинки. Как я сейчас понимаю, покупка камеры — это, конечно, важный этап, но далеко не самый главный.

Освоить технику важно и нужно, но, положа руку на сердце, фотография — не генная инженерия и не rocket science. Современная техника снимает очень хорошо даже в автоматическом режиме, а если вам нужно освоить, как работает камера, как снимать в ручном режиме, использовать импульсный свет и т.д., то вся нужная теория, даже с очень большой детализацией, точно уместится в 100 академических часов.

Фотографы часто начинают страдать от GAS — gear acquisition syndrome, синдрома приобретения оборудования. Больше мегапикселей! 6к видео! 120fps! Встроенная стабилизация! Ещё более резкие объективы! 60 raw в секунду! Но мой сегодняшний опыт показывает, что покупка техники очень редко или же никогда не приводит к прогрессу в творчестве или обучении. Если и покупать что-то, то только «из боли», использовав все имеющиеся ресурсы до предела. Как говорит в своё мастер-классе Энни Лейбовиц, возьмите 1 линзу и изучите её от и до, знайте все её сильные и слабые стороны. Ей же вторит Зак Ариас: «Купите 1 зонт и снимайте с ним до тех пор, пока не выжмете из него всё возможное».

К сожалению, я сам себе навредил, покупая больше техники, чем требовалось. Из-за этого я не разбиался как следует с имеющейся техникой, перепрыгивал к следующей. В результате у меня образовался не самый оптимальный набор техники — например, много объективов с пересекающимися фокусными расстояниями, большинством из которых я не пользуюсь (и вообще планирую продать).

Я не утвреждаю, что техника совсем не важна. Я сам, и мой семейный бюджет, немало пострадал от GAS. Сейчас моя основная камера — среднеформатная Fujifilm GFX50R. Она мне очень нравится, картинка, которую она выдаёт, естественно не сравнима с телефонным качеством, не сравнима она и с качеством другой моей камеры Fujifilm XT-2. Мне соверешенно не хочется менять GFX на что-либо иное. Но в то же время я понимаю, что Картье-Брессон снимал на камеры, которые по многим своим техническим характеристикам значительно уступали тем, что есть у нас в телефоне, и что фотографы, снимающие на более простую и старую технику, выигрывают World Press Photo и другие престижные конкурсы.

Фактически, для большинства даже вполне профессиональных задач достаточно далеко не самого нового оборудования. Фотограф Платон (см. серию документального фильма Abstract) десятилетиями снимает с одним и тем же оборудованием — плёночной камерой и нехитрыми вспышками. Многие профессиональные фотографы годами не меняют технику, пока она совсем не выходит из строя и её становится невозможно обслуживать.

Крутая техника не нужна для того, чтобы научиться самому важному в фотографии: правилам композиции, чувству цвета и прекрасного вообще, насмотренности, организации процессов, работе с людьми и командами, способности быть в нужное время в нужном месте… (список, разумеется, разнится в зависимости от типа фотографий).

Итак, важный вывод, который я сделал в первый месяц изучения фотографии — мне неинтересны фотографы про технику. Как и многие области, которые я начинал изучать, я начинал своё исследование с Ютуба. А если вы поищите на Ютубе почти любые запросы, связанные с фотографией, то именно такие фотографы (или блогеры?) собирают больше всего просмотров и интереса широкой публики. Они никак не помогают мне развиваться, а только помогают производителям техники продавать свои товары. Если ориентироваться на творчество таких «фотографов», но никогда ничего не достигнешь.

К счастью, через обзоры техники я нашёл канал The Art of Photography Теда Форбса, который, конечно, периодически делает видео с названиями вроде «Лучшие линзы 2019 года», но также публикует видео про историю фотографии и великих фотографов. Знать работы Жак-Анри Латрига гораздо важнее, чем название и количество мегапикселей в последнем флагмане того или иного японского производителя техники.

Определим фотографию

Я говорю «фотография», но что я имею в виду? Нет никакой одной «фотографии». Есть очень различные виды деятельности, существующие по совершенно разным правилам, которые используют «технологию записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя» (Википедия). Использовать эту технологию, как и любую другую, можно очень по-разному: есть фотография медицинская, детективная, художественная, коммерческая, предметная, журнальная, фэшн, портетная, есть журналистика, репортаж, фотоистории и ещё сотни других видов. Начиная фотографировать, хорошо бы как можно скорее определиться с направлением, в котором вы планируете работать. Я до конца не определился до сих пор, но у меня есть интересные мне направления: жанровая фотография, репортаж и студийная портретная и фэшн-съемка.

Главное — интерес

Я допускаю, что есть люди, которые приходят в фотографию, чтобы зарабатывать, и больше ни для чего. С тем же рвением и успехом они запросто могли бы продавать стеклопакеты или занимать иной социально-полезной деятельностью, но волею случая взяли в руки камеру. Это нормально и естественно, я не осуждаю такой подход. Но большинство всё-таки приходит в фотографию из интереса, по любви. Потому что нравится процесс или результат. Кстати, ничего страшного, если нравится именно процесс — например, только снимать, но не разбирать и отдавать фотографии — важно это про себя понимать и как можно раньше учиться работать с такими «бутылочными горлышками» и «слабыми звеньями» вашего процесса, автоматизируя их, делегируя или удаляя вообще.

В подходе Zettelkasten мне очень понравилась идея о том, что нужно следовать за своим интересом во всём, включая научную работу. И свой интерес нужно подпитывать. Создать условия для его насыщения и развития.

Мне очень хорошо запомнился совет из книги "Правила мозга« — если вы хотите поддержать увлечение ребёнка, сделайте всё, чтобы это было просто. Если ребёнок интересуется динозаврами, весь дом должен быть посвящен динозаврам. Пусть весят плакаты, лежат энциклопедии, на холодильнике наклейки и магниты с диназаврами. А когда интерес пропадает — всё это можно убрать.

Хоть я уже и не ребёнок, я создал для себя среду, которая подпитывала мой интерес. Я нашёл классные каналы в Ютубе и узнал про выдающихся людей в этой области — не только фотографов, но и вообще прекрасных homo sapiens. И они тоже стали подпитывать мой интерес. Я купил несколько фотокниг (они почти всегда большие и дорогие, поэтому много не купишь), купил несколько фотографий хорошего качества (Magnum Square Prints), и я много смотрел курсов, документальных фильмов, интервью (несколько источников предложу). Я подписался на огромное число фотографов, агентств и журналов в Инстаграме — чтобы развивать насмотренность. Из-за свойства нашего ума предпочитать обычное и привычное, я следил за тем, чтобы в ленте было минимум «технических» фотографов, формалистов, которым важно только максимально точно воспроизвести формы, но которые не заинтересованы контекстов, сюжетом, художественным эффектом.

Я сделал всё, чтобы я мог делать что-то, связанное с фотографией, каждый день. Даже если я сильно уставал, я садился вечером и полупассивно смотрел видео — для этого как раз очень неплохо подходит Ютуб, где часто фактическая нагрузка видео не очень высокая, но есть достаточно полезной информации и production value — это просто приятно смотреть.

Ориентация на практику

Разумеется, я всегда держал наготове технику — практически всегда и везде я носил фотоаппарат с собой. Первое время я сознательно снимал даже полную ерунду — моя фотография, пожалуй, стала хуже, чем была до приобретения камеры. Я сразу же стал учиться снимать в ручном режиме (кстати, сейчас я во всех случаях, кроме студии, снимаю в полуавтоматическом режиме — и всем советую, в комбинации с компенсацией экспозиции получается очень надежно). Чтобы научиться снимать в ручном режиме, нужно было много тренироваться — и я тренировался. Я снимал несколько сотен кадров почти каждый день. Конечно же, почти всё шло под нож (и создавало проблемы — всё это нужно было разбирать и обрабатывать), но, как говорит Максимишин, если есть вопрос, сделать кадр или не сделать — то ответ всегда: «Сделать». «Цифра» практически ничего не стоит, что для оттачивания навыков и видения очень хорошо. Я убежден, что учиться сейчас лучше — точно бюджетней — на цифре, кто бы что ни говорил про плёнку.

(Продолжение следует.)

Хотите обсудить содержимое заметки? Напишите мне email или сообщение в твиттере. Я отвечаю на все вежливые сообщения, и готов дополнить заметки ценными дополнениями.